Самое интересное о съемках фильма «Девять дней одного года» (1962)
Автор: Олег Пека
Драма «Девять дней одного года» об опасной работе физиков-ядерщиков с Алексеем Баталовым, Иннокентием Смоктуновским и Татьяной Лавровой в главных ролях, снятая Михаилом Роммом, стала одним из самых резонансных фильмов, который с одинаковым энтузиазмом обсуждали и в научных, и в киноведческих кругах. Как и многие шедевры, эта картина имела непростую судьбу. Первоначально сценарий был вовсе запрещен, и только благодаря настойчивости Михаила Ромма фильм все же состоялся. Что же так не понравилось чиновникам от культуры? Как проходили съемки?
Сценарий фильма с рабочими названиями «365 дней» или «Я иду в неизвестное» писали режиссёр Михаил Ромм и сценарист Даниил Храбровицкий, который был автором идеи.
Их консультантами были настоящие ученые, в том числе и звёзды науки — лауреаты Нобелевской премии Игорь Тамм и Лев Ландау. Съёмки фильма проходили в лаборатории Курчатовского института, в посёлке физиков Института ядерных исследований и на «Мосфильме».
В целом физическая картина вымышленного эксперимента в фильме отражена достаточно верно. Если бы эксперимент прошёл удачно, то одной из характеристик, по которой можно об этом судить, была бы высокая эмиссия нейтронов.
Михаил Ромм, автор классических советских фильмов «Ленин в Октябре» и «Адмирал Ушаков» существенно «омолодил» свою съемочную группу, набрав ее почти полностью из тех, с кем ему раньше не доводилось работать.
Определенную сложность вызвал подбор актеров на главные роли. Так, в образе Дмитрия Гусева режиссер видел только Олега Ефремова, но сценарист настаивал на кандидатуре Алексея Баталова. Режиссёру не нравилось, что Баталов ничего не знал про ядерную физику и вообще был равнодушен к этой науке, а ему был нужен увлечённый популярной темой экспрессивный актёр. Баталов же очень хотел сыграть учёного новой формации, и вместе со сценаристом они уговорили Ромма хотя бы попробовать…
На роль Ильи Куликова был утверждён Юрий Яковлев, но перед самым началом съёмок Яковлева, попавшего в автомобильную аварию, получившего сотрясение мозга и перелом ключицы, пришлось заменить Иннокентием Смоктуновским. Его кандидатуру посоветовала жена режиссёра — актриса Елена Кузьмина, да и сам Ромм был с ним знаком — снимал его в эпизоде фильма «Убийство на улице Данте», это было первое появление актёра на экране.
Картина для того времени была во многом нетипичная, и вызвала много придирок у чиновников Госкино. Главные персонажи — физики-ядерщики (Смоктуновский и Баталов) – были не картинными героями, а обыкновенными людьми со своими житейскими проблемами. Все это дополнялось непростым любовным треугольником, в котором разрывалась Леля.
На эту женскую роль была приглашена молодая и малоизвестная актриса театра «Современник» Татьяна Лаврова. Роль Лёли стала для Татьяны главной в её кинокарьере, в дальнейшем она посвятила себя главным образом театру.
Актриса вспоминала: «Главное на площадке – Ромм, который точно знал, куда нас вести. Я сама ему задала: «Так кого же она любит – этого или этого». Он сказал: «Деточка, можно любить двоих». Я сказала: «Хорошо».
В эпизоде снимался Лев Дуров, который потом вспоминал, что режиссёр тщательно подбирал актёров даже для просто пробега в кадре: «Ромму я сначала не понравился — показался симпатичным, а по роли требовалось «мурло». Спас меня мой педагог по школе-студии Блинников, который играл директора института. Он заявил, что я и есть «мурло», и что меня на курсе только за это и держали. В «Девяти днях одного года» я сыграл кагэбэшника-перестраховщика и услышал от Ромма: «Дуров, вы теперь мой любимый артист»».
Перед премьерой фильм показывали комиссии от атомной промышленности, и она долго решала — нужен такой фильм или он отпугнёт молодых учёных от этой отрасли. Чиновник из комиссии увидел, что в фильме много лысых мужчин и выпытывал у Ромма, не имел ли тот ввиду, что все они облучены?
Специально для фильма была написана музыка, но Ромм решил отказаться от традиционного музыкального сопровождения, заменив его почти полностью шумовыми эффектами. Тем не менее, фамилия композитора не была убрана из титров.
В фильме участвовали семь актёров, которые позднее были удостоены звания народный артист СССР: Баталов (1976), Смоктуновский (1974), Плотников (1966), Блинников (1963), Гердт (1990), Евстигнеев (1983), Дуров (1990). Режиссёр Михаил Ромм был народным артистом СССР с 1950 года.
Драма «Девять дней одного года» стала лучшим фильмом 1962 года по опросу читателей журнала «Советский экран», а режиссёр, сценарист, оператор и исполнитель главной роли Алексей Баталов получили Государственные премии РСФСР. Оценили фильм и за рубежом — он выиграл главную премию международного кинофестиваля в Карловых Варах, получил диплом кинофестивалей в Сан-Франциско и Мельбурне, а также приз польских кинокритиков за лучший зарубежный фильм в польском прокате.
Карен Шахназаров отозвался о работе Ромма как о «самой шестидесятнической картине». Классик кинематографа личным примером показал, что наступило время нового взгляда на действительность, новых проблем, которые интересуют публику.